rus | eng
logo
Аналитика 5-2008/2

Критерии выбора WMS
Как покупателю разобраться в многообразии различные систем управления складом, представленных сегодня на российском рынке? Ниже предлагается алгоритм действий, которым следует руководствоваться при выборе оптимального решения для конкретных бизнес-процессов.
Сегодня на российском рынке достаточно широко представлены как отечественные, так и иностранные WMS1, среди которых Logistics Vision Suite, SSA Warehouse Management 4000 (EXceed™ WMS 4000), Manhattan, HighJump Warehouse Advantage, Advantics.WM, Solvo WMS, Radio Beacon WMS, Navision, WarehouseExpert, Система# 1 WMS, ФОЛИО ЛогистикСклад, БУХта: Складской Комплекс, R-suite.wms, CoreIMS, Qguar WMS, 1С Логистика: управление складом, 1С – ASTOR: WMS, Avarda, BSE Vector, COS.WMS МФТИ, АИ-ПРО, AWACS WMS, SV:СКЛАД, LEAD WMS 3PL, ПРОКСИМА-СКЛАД, R-Keeper StoreHouse и Gold Stock.
В ближайшее время на российский рынок выходит программа RedPrairie DLx Warehouse, которая была выбрана для оснащения семи складских комплексов логистической сети «ЛИТЕР». Внедрение WMSRedPrairie на новом складском комплексе «ЛИТЕР Домодедово» общей площадью 8640 м2 станет первым совместным проектом логистического оператора полного цикла «САННА-ЛИТЕР» и компании «RedPrairie» — известного мирового поставщика IT-решений для логистики. Учитывая масштабы и важность проекта, данная компания решила внедрить WMS для «САННА-ЛИТЕР» непосредственно силами своей опытной команды из Великобритании.
Подобное разнообразие систем управления складом требует от их покупателей подробного изучения рынка и сопоставления ключевых характеристик различных продуктов применительно к специфике своей деятельности, чтобы сделать оптимальный выбор.
На выбор WMSочень сильно влияют бизнес-процессы, протекающие на складе. Поэтому необходимо чётко себе представлять, какие именно операции и по какой технологии предполагается осуществлять, чтобы исходя из этих данных сформировать требования к функционалу будущей WMS.
На выбор WMS большое влияние оказывает характер деятельности клиента. Одно дело, когда он является производителем/продавцом, оборудующим склад непосредственно под нужды своего бизнеса, для хранения заранее установленного перечня товаров и с вполне определёнными процедурами, и совсем другое дело, когда заказчик является логистическим оператором, склад которого предназначен для размещения разноплановых товаров клиентов, где нельзя изначально определить специфику процесса хранения и обработки товаров.
Понятно, что процесс выбора WMSлогистическим оператором значительно усложняется из-за желания сделать склад максимально универсальным, способным поддерживать протекание разнообразных бизнес-процессов. В этом случае следует учитывать следующую специфику бизнеса:
                      мультиклиентность, то есть возможность обслуживания клиентов из разных отраслей, в том числе розничных сетей с большими объёмами обработки и товарным ассортиментом;
                      разные виды промышленных и продовольственных товаров, требующих, соответственно, различных условий хранения;
                      различные бизнес-процессы для разных клиентов;
                      интеграцию с разными ERP2-системами клиентов;
                      если складской оператор имеет или планирует задействовать не один, а несколько складов, важно знать, может ли система поддерживать управление территориально удалёнными складами из единого центра базы данных. Необходимо также чётко понимать ценовую политику поставщика WMS: как будет меняться стоимость пользовательской лицензии при увеличении числа пользователей;
                      для складского оператора необходимым условием является возможность системы подсчёта тарифицированных операций по различным клиентам и выставлять счета за услуги (так называемый биллинг);
                      программа WMS должна предоставлять отчётность в соответствии с запросами пользователя.
Исходя из вышеперечисленной специфики деятельности складского оператора, детально формируются требования к функционалу WMS в следующих областях:
                      управление операциями склада;
                      управление запасами;
                      управление персоналом;
                      управление воротамии двором;
                      выставление счетов;
                      формирование отчётов;
                      управление контейнерной площадкой (в случае её наличия);
                      визуализация склада;
                      оптимизация склада.
Выбранная система должна максимально удовлетворять всем предъявляемым требованиям. Поэтому необходимо внимательно изучить продукты, предлагаемые на рынке. Для окончательного выбора поставщика целесообразно провести тендер, который состоит из следующих этапов:
1. Общий обзор рынка и составление длинного списка (long-list). Здесь собирается вся информация по рынку, составляется список представленных на нём WMS. Нужно отметить, что большинство из них имеют схожие функциональные возможности, которые по-разному реализуются. Поэтому переходим ко второму этапу.
2. Оценка функционала. Здесь составляется полный перечень функций, необходимых складскому оператору, — их выполнение станет критерием оценки WMS. Затем проводится анализ в 2 шага:
А — грубая оценка (выполняет ли WMS определённую функцию или нет);
Б — более детальная оценка того, как та или иная функция реализована в WMS. Для этого каждой функции, пользуясь экспертными оценками, сначала присваивают удельный вес в соответствии с её важностью (непосредственно для конкретного бизнеса!), а затем реализацию функции конкретной WMS оценивают по установленной шкале (обычно пятибалльной), после чего умножают оценку на удельный вес и подсчитывают суммарно набранный балл. Чем выше суммарный балл, тем лучше функционал WMS удовлетворяет потребностям компании-заказчика. Ниже приведён фрагмент оценки функциональных возможностей WMS (удельный вес выбранных функций оценен по десятибалльной шкале по возрастанию важности):
Функции
Удельный вес показателя
Оценка по 5-балльной шкале
WMS 1
WMS 2
WMS 3
WMS 4
Контроль занятости проездов (если, например, в одном проезде работают два погрузчика, то система считает его занятым для других машин)
 8
5
 5
 4
3
АВС3/XYZ4 анализ товарного запаса
6
5
 
4
 
Поддержка динамического подбора заказов
 10
3
2
5
4
Учёт типоразмеров поддонов (размещение двух поддонов 120×120 см в ячейке на три европоддона 120×80 см)
 10
5
 5
4
2
Процедура подбора в коробки (подбор размера короба, деление заказа на несколько коробов в зависимости от веса/объёма)
 8
2
3
4
5
Оптимизация движения техники с учётом её текущего местоположения
 4
5
3
4
1
Автоматическое изменение статуса товара по сроку годности
 5
 
4
3
3
Статус доступности ворот
 3
5
5
4
 3
Итого
 
201
181
221
152
На основе данного анализа составляется короткий список (short-list) из 5–6 поставщиков, набравших наибольшее количество баллов. Вот, например, как выглядел short-list поставщиков WMS, отобранных, по результатам оценки функционала, для складского комплекса компании «САННА-ЛИТЕР Терминал»: LogisticsVisionSuite, EXceedWMS 4000, RedPrairieDLxWarehouse, Manhattan, HighJump, PSI.
3. Демонстрация WMS. На этом этапе компания-покупатель формулирует тестовое задание, куда включаются все основные бизнес-процессы. Затем на модели, предоставленной поставщиком, оценивается решение того или иного функционала. При этом на модели можно оценить лишь то, как реализовано то или иное решение; оценить же эффективность работы WMS на данном этапе сложно.
4. Референтный опрос клиентов. Чтобы оценить качество работы поставщиков WMS, нужно узнать мнение клиентов, на складах которых уже внедрена данная система, понаблюдать за её работой.
5. Анализ решений и окончательный выбор WMS. Для принятия решения следует учесть следующие критерии:
                      функциональные возможности системы (основной критерий выбора WMS);
                      опыт команды внедрения и качество поддержки. От этого фактора может в значительной степени зависеть успех внедрения;
                      стоимость внедрения на первом складе;
                      стоимость поддержки;
                      стоимость экстраполяции системы на другие склады компании;
                      имеющийся опыт эксплуатации данной WMS согласно референтному опросу.
В заключение стóит сформулировать основные выводы относительно выбора WMS:
                      идеальной WMS не существует. В любой системе есть недостатки, любая система будет внедряться тяжёло и с ошибками;
                      хорошо продаваемое не обязательно означает хорошо внедряемое;
                      внедрение WMS не обходится без проблем;
                      профессиональная команда внедрения — половина дела;
                      предварительное определение бизнес-процессов сэкономит деньги. Главное — правильно определить функционал и важность каждой функции. В случае ошибки потребуется перенастройка WMS, что приведёт к дополнительным затратам.
 
Алексей Цацулин Исполнительный директор ООО «САННА-ЛИТЕР Терминал»
Источник: ПТО №4/2008 май 2008 г

Новости компании
/ 06-02-2012 /
Начаты работы по проектированию
/ 09-12-2011 /
Дмитровский межрегиональный мультимодальный логистический центр включен в инвестиционную программу Московской области
/ 19-09-2011 /
Опубликован протокол вкрытия конвертов открытого конкурса
архив новостей »
Новости логистики
/ 13-03-2012 /
НМТП раскрыла параметры стратегии развития группы до 2020 года
/ 14-02-2012 /
Одна из основных задач ОАО «РЖД» на северо-западе - развитие подходов к портам – вице-президент компании
/ 02-11-2011 /
Эксперты логистического рынка объединились против кризиса
архив новостей »

SAPE ERROR: Нет доступа на запись к файлу: /var/www/fastuser/data/www/liter.ru/612bad69b29654995f529d978e42f32b/links.db! Выставите права 777 на папку.

Ссылки партнеров

ООО «Управляющая Компания «ЛИТЕР»
123195, Москва, Ленинградское ш., 57
Тел/факс: +7 (495) 626 1668, e-mail: info@liter.ru


Разработка и техническая
поддержка сайта

Дизайн сайта
© LITER 2008-2012