rus | eng
logo
Аналитика 1-2009/1

Инструкция по выживанию


Сергей Шкарупа, генеральный директор Группы компаний «САННА-ЛИТЕР»

Развитие российского рынка контейнерных перевозок в 2009-2010 гг. будет в значительной степени определяться воздействием мирового финансового кризиса и ухудшением экономической ситуации в России. Прямым следствием кризиса станет снижение динамики внешнеторговых грузопотоков на фоне кризиса ликвидности и сокращения платежеспособного спроса. По оценке РБК, среднегодовые темпы прироста международных контейнерных перевозок в 2009-2010 гг. снизятся до 4-5% в год по сравнению с 19% 2007 г. и 16% в 2008 г.

Финансовый кризис в России, постепенно перерастающий в общеэкономический, привел к значительному снижению объемов грузоперевозок жедезнодорожным транспортом. Это связано с тяжелой ситуацией в большинстве компаний, предъявлявших спрос на железнодорожные грузоперевозки. Так, из-за роста ставок по кредитам в межбанковском секторе многие компании не смогли получить кредиты и вынуждены были или сократить производство или остановить его совсем. Кроме того, снижение цен на сырьевые товары на мировом рынке сделало их производство гораздо менее рентабельным. Уже столкнулись с трудностями в своих сферах строители, банкиры, металлурги и многие другие.

В результате клиенты железнодорожных экспедиторских компаний из строительного, металлургического и сырьевого комплекса в значительной мере сократили, объемы перевозок а то и вовсе их прекратили по указанным выше причинам. Пока еще перевозятся грузы клиентов, осуществляющих торговлю товарами повседневного спроса, в первую очередь продуктами питания, но никто из них не может предоставить информацию об объемах перевозок на предстоящий месяц или квартал, поскольку продажи отдельных видов товаров повседневного спроса также сокращаются в связи с падающим уровнем платежеспособности населения.

Такая картина в сфере железнодорожных перевозок требует концентрации на клиентах, чьи товары пользуются первостепенным спросом у населения. При этом с рынка уходят экспедиторы, которые в течение последнего времени показывали невысокое качество предоставляемых услуг в области железнодорожных перевозок, а также экспедиторы, которые не имеют в достаточном количестве оборотных средств для предоставления клиентам отсрочки платежа за перевозки продукции. Оба фактора, если не позволяют укрепиться железнодорожным экспедиторам, которые чувствуют себя уверенно как в плане кредитоспособности, так и в плане оказания качественных услуг, то, по крайней мере, позволяют надеяться на выживание в условиях кризиса в и без того жесткой конкурентной среде оказания транспортных услуг.
Что касается преодоления последствий кризиса логистическими операторами, то здесь антикризисные мероприятия должны в первую очередь относиться к организации работы сотрудников и отделов внутри предприятия, во вторую – к вопросам взаимодействия компании-оператора с клиентами и перевозчиками.

В частности, в транспортно-экспедиционном подразделении нашей компанией была проведена полная ревизия своей собственной базы проверенных перевозчиков (1693 компании) и базы транспортных средств (всего 6537 автомашин), откорректированы зоны их деятельности, типы и параметры а/м и прицепов, ставки и маршруты по которым они ездят, проверены страховки, были перезаключены и внесены корректировки в договоры. На основе этих баз данных была создана собственная программа, которая в течение 1-ой минуты в режиме on-line с помощью E-mail и SMS-сообщений оповещает всех наших перевозчиков о поступивших заказах. Программа позволила перейти на прямое общение с перевозчиками и водителями, где бы они не находились, и практически полностью исключить случаи их экспедирования вторым или третьим рядом экспедиторов. Все это позволяет компании быстро в нужном месте находить и выбирать по стоимости требуемый транспорт, а перевозчикам, минуя цепочку посредников, получать более высокие ставки.

В компании дополнительно создан отдел по работе с перевозчиками, куда приходит вся информация о свободных машинах. Она сразу же размещается на стенде прямо перед менеджерами и заказ отрабатывается почти моментально. В условиях кризиса необходимо значительно чаще, один раз в неделю, анализировать рыночные ставки по маршрутам, что позволяет оперативно определять текущие ставки подрядчиков и ориентироваться на минимальные тарифы.

Ценовая политика компании и система формирования ставок клиентам также претерпела изменения. Рекомендуется ввести серьезное ограничение (заградительная норма дохода) на свое экспедиторское вознаграждение, сознательно ограничив до минимума свой доход с каждого заказа.

Должны быть внесены изменения в мотивацию менеджеров, отвечающих за поиск транспорта и выполнение заказа. Основной упор следует делать не на доход, а на количество принятых и выполненных заказов.

Можно предложить некоторые решения и в складской логистике. Например, если клиент принял решение о переезде на склад оператора, но откладывает его по техническим или другим причинам, можно предложить ему оплатить себестоимость зарезервированной за ним площади до фактического заезда в обмен на зафиксированные уже сегодня ставки по будущей обработке его грузов. Другими словами, клиент компенсирует стоимость аренды зарезервированной под него площади, но без какой-либо наценки. Это выгодно клиенту, т.к. он фиксирует ставки на складское обслуживание в рублях, которые возрастут из-за инфляции и девальвации рубля после Нового Года. Это также выгодно складскому оператору, который компенсирует свой расход на аренду, точно знает, что через определенное время клиент заедет и, соответственно, может планировать свой денежный поток.

Некоторым клиентам, которым требуются специфическое дополнительное дооснащение склада, можно предложить собственное финансирование таких работ в счёт будущих взаиморасчётов. Другими словами, мы сегодня за свой счёт делаем дооснащение склада, а потом по договорённости с клиентом, в течение определённого времени получаем от него компенсацию наших расходов.

Предоставление логистическим оператором различных услуг не только по отдельности, но и в комплексе, по принципу «одного окна», значительно упрощает работу и взаимодействие различных отделов клиента с одним юридическим лицом. Другими словами, трудозатраты у подразделений клиента (а это логисты, бухгалтеры, финансисты, юристы и т.д.) при работе с одним лицом будут значительно меньше, чем при работе с многочисленными подрядчиками.

Гудок 13.01.2009 №2 (24235)

Новости компании
/ 06-02-2012 /
Начаты работы по проектированию
/ 09-12-2011 /
Дмитровский межрегиональный мультимодальный логистический центр включен в инвестиционную программу Московской области
/ 19-09-2011 /
Опубликован протокол вкрытия конвертов открытого конкурса
архив новостей »
Новости логистики
/ 13-03-2012 /
НМТП раскрыла параметры стратегии развития группы до 2020 года
/ 14-02-2012 /
Одна из основных задач ОАО «РЖД» на северо-западе - развитие подходов к портам – вице-президент компании
/ 02-11-2011 /
Эксперты логистического рынка объединились против кризиса
архив новостей »

SAPE ERROR: Нет доступа на запись к файлу: /var/www/fastuser/data/www/liter.ru/612bad69b29654995f529d978e42f32b/links.db! Выставите права 777 на папку.

Ссылки партнеров

ООО «Управляющая Компания «ЛИТЕР»
123195, Москва, Ленинградское ш., 57
Тел/факс: +7 (495) 626 1668, e-mail: info@liter.ru


Разработка и техническая
поддержка сайта

Дизайн сайта
© LITER 2008-2012