rus | eng
logo
Аналитика 12-2007

Сущность кросс-докинга и его практическое применение
Кросс-докинг представляет собой логистическую операцию внутри цепочки поставок, при которой разгрузка товара внутри склада и его последующая доставка получателю максимально согласованы по времени, что приводит к практически полному отсутствию складского хранения. При этом необходимо подчеркнуть, что кросс-докинг – это совокупность операций с заказами, а не с товарами.
Кросс-докинг может осуществляться как непосредственно логистической службой организации, так и передаваться на аутсорсинг. Также возможен вариант, когда собственный терминал для кросс-докинга или подходящая для данной операции площадка передается клиентом в оперативное управление. В этом случае операции осуществляет оператор, но на площадях клиента.
Основное преимущество кросс-докинга заключается в существенной экономии логистических затрат: практически устраняются затраты на хранения товара, снижается потребность организации-грузополучателя в складских площадях и складском персонале, отсутствие складского хранения значительно сокращает время поставки от производителя до конечной точки продажи, что повышает скорость товаропотока. Это особенно актуально для товаров, имеющих ограниченный срок годности, исчисляемый несколькими сутками, поскольку при формировании крупных партий на складе по завершении срока реализации присутствуют остатки, являющиеся прямыми потерями. При использовании кросс-докинга заказы для поставщика формируются строго под потребности конечного покупателя. В результате нет потерь по срокам годности и нет затоваривания.
Одновременно происходит сокращение логистической цепочки и упрощается процесс доставки товаров в магазины компании-заказчика.
Использование кросс-докинга наиболее целесообразно в следующих случаях:
1). Мелкие партии и большой ассортимент, смешанные паллеты. Данную ситуацию можно наглядно проиллюстрировать на примере доставки в магазины алкогольной продукции. Поставщики отправляют сборные паллеты, где представлены различные наименования продукции в небольших количествах. Мелкие партии, собранные от всех поставщиков, затем уходят конечному получателю (в магазины). Другими словами, кросс-докинг удобен при необходимости консолидации мелких партий товара от различных поставщиков.
2). При необходимости периодической отправки товара от нескольких поставщиков конечным получателям в регионах.
3). Работа с товарами, которые затратно и неудобно хранить (товары, для которых характерна высокая оборачиваемость; скоропортящиеся товары: овощи, фрукты, мясо и т.п.).
4). При проведении рекламных акций/ промо акций, когда идет отгрузка по многим адресам при небольшой номенклатуре, а также в случае доставки сезонных товаров. Примером может служить акция «Снова в школу», когда в середине августа в магазины завозятся школьные принадлежности. При этом доставляемый на склад товар должен быстро распределяться по магазинам.
Товары, обрабатываемые в процессе кросс-докинга, должны характеризоваться высоким уровнем прогнозируемости спроса, удобством обработки и значительными объемами.
Наиболее актуально использовать кросс-докинг при организации цепи поставок в розничных сетях.
Виды кросс-докинга следует рассматривать в привязке к месту формирования партии товара: непосредственно поставщиком либо оператором кросс-докинговой площадки.
В случае, когда товар приходит сформированными партиями, которые нужно только рассортировать по транспортным средствам, т.е. кросс-докинг проходит в один этап, можно выделить следующие виды:
1 – Перевалка через склад, когда товар не попадает на места хранения (происходит замена транспортного средства). Например, машина из Европы приходит в Москву, здесь ее выгружают, затем перегружают в машину, осуществляющую внутрироссийские перевозки, и отправляют до конечного получателя.
2 – Расконсолидация. Пришла машина, выгрузилась на склад, но товар предназначен для нескольких грузополучателей. В этом случае подается несколько машин, в которых товар отправляется конечным получателям.
3 – Несколько поставщиков по схеме 2 поставляют товар для нескольких грузополучателей.
4 – В случае, когда партиия не сформированы, т.е. кросс-докинг проходит в 2 этапа: переконсолидация. Пришедшая машина с товаром разгружается в зоне ПВР, после чего происходит переконсолидируется по заказам, которые потом распределяются по машинам.
5 – Консолидация заказов. Приходят несколько машин, которые затем консолидируются в одну, уходящую конечному грузополучателю.
6 – Подсортировка со склада. Когда к пришедшему товару при перегрузке в другие транспортные средства добавляется товар, хранящийся на складе. Данная процедура может осуществляться при любом из видов кросс-докинга.
Для нормальной работы кросс-докинга нужна специальная большая свободная площадка, обладающая достаточным количеством ворот (желательно 1 ворота на 500 кв м площади), по возможности без стеллажей (зона ПВР должна быть свободна) и с достаточным количеством специализированной техники.
Работа должна быть организована так, чтобы автомобили направлялись к нужным воротам в нужное время, оборудование слаженно работало, а движение приезжающих и отправляющихся автомобилей координировалось во избежание задержек.
Одним из критичных условий выступает эффективное информационное обеспечение, когда информация о приходах и расходах организована в форме электронного документооборота.
При классическом кросс-докинге клиент, формируя заказ, высылает информацию на отгрузку поставщику и оператору площадки кросс-докинга (заказ на отгрузку и заказ на приход).
Клиент может высылать поставщику заказ на каждого отдельного получателя (тогда поставщик комплектует каждый заказ отдельно), а может высылать информацию о необходимых артикулах для всех конечных получателей и уже на складе проводить расконсолидацию и формирование заказов.
В зависимости от системы WMS в информационную базу может приниматься как вся номенклатура, так и миксованный паллет (как 1 транспортная единица под определенным номером, а номенклатура внутри заказа уже не расписывается).
Поскольку операции выполняются быстро, важно не только получать информацию в режиме реального времени, но и эффективно ее использовать, отслеживая общее количество недостач в заказах, расхождения или повреждения в полученной продукции. Выявленная информация должна незамедлительно отправляться клиентам, чтобы они могли оперативно отреагировать на отклонения.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о специфике кросс-докинга в России.  
На сегодняшний день ситуация обусловлена следующими факторами:
1. Практически полностью отсутствуют площадки, построенные непосредственно под кросс-докинг.
2. Достаточно сложно добиться получения адекватной своевременной информации о заказах и приходах, поэтому возникает необходимость построения надежной интеграции между WMS-системой и ERP-системой клиента.
3. Транспортная инфраструктура. Состояние дорог и дорожная ситуация затрудняет поставку машин в срок, что ведет к дополнительным рискам временных задержек. Может задержаться как машина поставщика, так и машина под загрузку. В результате возникает необходимость временного складирования товара, для чего нужно предусмотреть резервную зону хранения.
Все это приводит к низкой распространенности кросс-докинга в современных российских условиях. Однако, исходя из всего изложенного выше, развитие этой операции, несомненно, имеет большие перспективы, реализация которых зависит от скорости решения текущих проблем.
Алексей Цацулин, Исполнительный директор ООО «САННА-ЛИТЕР Треминал»
Конъюнктура товарных рынков № 4/2007 (октябрь-декабрь)

Новости компании
/ 06-02-2012 /
Начаты работы по проектированию
/ 09-12-2011 /
Дмитровский межрегиональный мультимодальный логистический центр включен в инвестиционную программу Московской области
/ 19-09-2011 /
Опубликован протокол вкрытия конвертов открытого конкурса
архив новостей »
Новости логистики
/ 13-03-2012 /
НМТП раскрыла параметры стратегии развития группы до 2020 года
/ 14-02-2012 /
Одна из основных задач ОАО «РЖД» на северо-западе - развитие подходов к портам – вице-президент компании
/ 02-11-2011 /
Эксперты логистического рынка объединились против кризиса
архив новостей »
Ссылки партнеров

Доставка из магазина. Телефоны самсунг. Рассрочка.

Получи смартфон. Apple iPhone 5s. Покупай с умом.

ООО «Управляющая Компания «ЛИТЕР»
123195, Москва, Ленинградское ш., 57
Тел/факс: +7 (495) 626 1668, e-mail: info@liter.ru


Разработка и техническая
поддержка сайта

Дизайн сайта
© LITER 2008-2012