rus | eng
logo
Аналитика 12-2008

Нужен ли таможенный брокер


Сергей Шкарупа, Генеральный директор «ГК САННА-ЛИТЕР»

Таможенные услуги – это вид бизнеса для бизнеса. По сути, он является вспомогательным для внешнеэкономических бизнес-процессов, связанных с экспортно-импортными поставками товаров, оборудования, сырья, технологий, интеллектуальных продуктов или инвестиций.

Производителями этих услуг в России являются специализированные подрядчики, имеющие:

- официальный статус, т.е. лицензированные компании, работающие за своей печатью,
- неофициальный статус (частные лица или группы лиц), работающие за печатью реального или подставного получателя или отправителя.

В рамках своей деятельности они оказывают определенный спектр услуг участникам ВЭД или друг другу, если отсутствует возможность выполнить какую-либо часть услуги в большом проекте.

К основным причинам, формирующим у потребителей спрос на таможенные услуги можно отнести следующие:

1. Процедуры, связанные с выбором и получением права на использование одного из таможенных режимов или кодов ТНВЭД требуют высокой квалификации и знаний.

2. Соблюдение самой процедуры, как и защита полученного права, требуют высокого профессионализма по таможенным вопросам и таможенному праву и, что утаивать, в большинстве случаев личных связей, обеспечивающих нужное решение и нужное толкование закона.

3. Сбор необходимых для таможни разрешений, справок, согласований и сертификатов, представляет собой сложный, запутанный и очень долгий процесс.

Рынок таможенных услуг разделен на 5 основных самостоятельных видов:

1. Услуги консалтинга – обеспечивающие стратегическую проработку и тщательную подготовку крупных контрактов и инвестиционных проектов, юридическую и судебную поддержку и сопровождение в отношениях с таможней.

2. Брокерские услуги – обеспечивающие согласование процедур, кодов ТНВЭД, режимов и условий контрактных поставок, связанных с прохождением границ, непосредственным оформлением грузов на таможне, хранением, транзитом или переработкой товаров, а также практически решающие вопросы в сфере таможенного администрирования.

3. Услуги транспортных и экспедиционных компаний – обеспечивающие таможенное оформление грузов за границей, переоформление документов и организацию беспрепятственного прохождения границ.

4. Услуги складов СВХ и ТС – обеспечивающие таможенное оформление на получателя или на свои подставные фирмы, хранение грузов в различных таможенных режимах, реже консолидацию, маркировку, еще реже упаковку и сборку.

5. Услуги около таможенных структур – обеспечивающие оформление и получение различных сертификатов, лицензий, разрешений и согласований.

Это деление условно, но относится к одному рынку, так как все предприятия таможенного сервиса обслуживают потребности одних и тех же категорий потребителей.

Условия, формирующие спрос на таможенные услуги в России, можно разбить на две группы: положительные и отрицательные.

К положительным условиям, без учета кризиса, можно отнести четыре основных фактора:

1. Увеличение импортных поставок с Россией, связанное с ростом потребительских запросов и увеличением покупательских возможностей населения.

2. Усиление конкуренции среди участников ВЭД и выход на российский рынок западных компаний и торговых сетей.

3. Втягивание России и российских производственных мощностей в глобальную экономику и переориентация России на развитие перерабатывающих отраслей.

4. Усиление проверок участников ВЭД в части чистоты таможенного оформления и ужесточение наказаний за нарушения.

К отрицательным условиям, формирующим спрос, относятся:

1. Непрозрачность таможенного администрирования и многовариантные толкования большинства основных нормативно-правовых положений.

2. Волюнтаристский характер таможни в принятии решений и вариации правоприменительной практики.

3. Проблемы коррупции и бюрократизма.

4. Сложность российского законодательства, выраженная в отсутствии однозначных трактовок, двусмысленности и запутанности таможенной нормативно-правовой базы и в ее противоречиях с другими ведомственными законами и подзаконными актами,

Таможенные услуги, предоставленные на российском рынке, независимо от уровня официоза брокеров, достаточно стандартизированы и отличаются в основном качеством, надежностью и профессионализмом, которые в большинстве случаев, можно проверить лишь на практике. Отличие лицензированного таможенного брокера и одновременно преимущество перед другими в том, что он еще берет на себя и ответственность (финансовую и уголовную) перед таможней за своего клиента.

Потенциальные клиенты, потребители таможенных услуг – это российские и зарубежные компании являющиеся участниками ВЭД. Ценовой фактор значим для всех, но существуют принципиальные отличия в характере запросов. Если российские компании нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах и платежах, то крупные западные компании заинтересованы в получении качественных и надежных услуг. Они значительно больше внимания уделяют репутации фирмы, ее опыту работы на рынке, рекомендациям со стороны партнеров и коллег по бизнесу. Западные клиенты склонны обращаться к западным компаниям и более редко к официальным брокерам, что больше связано со стереотипом западного мышления. Для них поведение их коллег более прозрачно и предсказуемо, а значит, как считают иностранные клиенты, существует больше гарантий на получение качественных услуг и исключает ответственность перед таможней.

Зарубежные компании, оказывающие таможенные услуги, представлены на российском рынке в основном консалтинговыми юридическими структурами, реже логистическими компаниями, и несколькими экспресс-перевозчиками. Они, как правило, имеют большой опыт работы на международном рынке, имеют узнаваемые бренды, что обеспечивает более легкий выход на клиентов. Как правило, они обращают больше внимание на юридическую проработку проектов, и при конкурентном позиционировании на рынке таможенных услуг в укор российским компаниям ставят более низкий уровень стандартов качества и надежности обслуживания. Объясняется это тем, что российские коллеги не учитывают стратегические риски, не озабочены безопасностью клиента и более уязвимы со стороны российских властей и криминала.

Российские компании, учитывая, что у них на основных позициях, как и в западных компаниях, работают российские специалисты, вышедшие из таможни, на самом деле, способны оказывать, как услуги аналогичные услугам зарубежных конкурентов, так и услуги практического и технического характера. Они не имеют раскрученных брендов и, как следствие, их средний уровень цен заметно ниже. Преимуществами российских операторов является лучшее понимание нюансов и тонкостей российского законодательства, знание практики таможенного администрирования, оперативность и нестандартность подхода, общий менталитет и личные связи на всех уровнях в различных структурах.

В результате происходящего ужесточения конкуренции, а особенно это проявится во время наступившего кризиса, участники ВЭД все чаще и чаще задумываются об уменьшении расходов и сокращении рисков, связанных с таможенным оформлением.

Среди участников ВЭД, с точки зрения снижения затрат, есть два подхода в работе с таможней:

Первый - создание собственных таможенных отделов.

Второй - использование специализированных подрядчиков, предоставляющих таможенные брокерские услуги, на подряде или на аутсорсинге.

В первом - собственные затраты участников ВЭД делятся на внутренние и внешние.

Внутренние издержки связаны сначала с организацией, содержанием, техническим оснащением и обучением создаваемого нового отдела, а в последующем, после усилении влияния отдела - с ростом зависимости самого участника ВЭД и всего его бизнеса от своих же наемных сотрудников. К этому можно прибавить и то, что весь коллектив компании вскоре начинает видеть, что у этих сотрудников существуют левые доходы и что они прекрасно кормятся из двух карманов. С одной стороны это завышение серых расходов на таможенников и СВХ, а с другой стороны они часто создают предприятие в предприятии и подрабатывают на стороне. Основой таких процессов является непрозрачность и личностные отношения с таможней и таможенной инфраструктурой.

Внешние издержки связанны с резко увеличившейся в последнее время степенью ответственности участников ВЭД и возросшими аппетитами контролирующих и силовых структур, непредсказуемостью возникающих проблем при прохождении границ, при транспортировке товаров по Росси, при таможенной очистке (корректировка, приказы и проверки) и взимании платежей в бюджет.

Второй путь сокращения затрат подразумевает использование таможенных услуг специализированных официальных и неофициальных брокеров. Работа с официальным лицензированным брокером позволяет участнику ВЭД рассчитывать на легальную оптимизацию платежей, уменьшение стоимости услуг и дает возможность спокойно управлять внутренними и внешними издержками своего бизнеса за счет перекладывания функций, юридической, финансовой и уголовной ответственности на подрядчика. В этом случае участник ВЭД получает возможность снимать с себя и более эффективно управлять финансовыми, административными, судебными и репутационными рисками, связанными с таможней. А также без особых потерь менять одного брокера на конкурирующего, и тем самым влиять на стоимость и качество их услуг.

Работа с серым брокером дает возможность за счет «серых» схем получать экономию, превышающую возможные потери. Однако сегодня такая экономия уже не может после участившихся глубоких проверок обеспечить покрытие возможных убытков. Профессионализм и методики проверок совершенствуются и становятся более глубокими. Поэтому убытки уже можно получить не только по факту конкретно обнаруженного на таможне нарушения, они могут распространиться и на всю деятельность участника ВЭД. (Известные процессы: Три Кита, Арбат Престиж, Связной, Ист Лайн, Евросеть, Техносила, Эльдорадо и т.д.). Сегодня, из-за укрупнения и обеления бизнеса, таможенные риски уже оцениваются, как с финансовой стороны, уголовного наказания и угрозы потери компании, так и с точки зрения нарушения бизнес процессов компании, ухудшения эффективности и экономики, снижения конкурентоспособности, потери репутации у потребителей и у зарубежных поставщиков, а также в среди коллег и знакомых в бизнес-сообществе, и в политических кругах. Кроме того, появляется угроза не только снижения темпов реализации стратегии развития всей компании в целом, но и что более опасно, возникает угроза эффекта «домино», когда риски переходят к другим видам бизнеса компании и ее владельцев.

В такой ситуации, у тех, кто задумывается о последствиях и перспективах, разговор о политическом и экономическом решении в целесообразности привлечения лицензированного таможенного брокера, как-то отпадает сам собой.

Компании и частные специалисты-брокеры, выполняющие таможенные услуги, представляют собой достаточно замкнутую группу. Большинство ее участников – выходцы из таможенных органов или брокеры с большим опытом и стажем работы. Они хорошо осведомлены друг о друге, что связано с высокой ролью корпоративных связей и коммуникаций в их сообществе. Как правило, все участники этого бизнеса имеют тесные взаимоотношения с представителями таможенной системы и всех контролирующих и силовых органов власти на самых разных уровнях. Их деятельность распространяется от официального участия в выработке законодательных инициатив до элементарной коррупции.

Одной из проблем профессионального сообщества, связанного с таможенным бизнесом, является пока не решаемая задача по консолидации позиций и объединению общих усилий компаний таможенного сервиса для решения общих для всех проблем и достижения общих интересов в нормализации, упорядочении и развитии таможенного бизнеса. Другой проблемой является то, что компании, производящие таможенные услуги, как и заинтересованные участники ВЭД, сталкиваются с нежеланием своих коллег затрачивать какие-либо ресурсы для достижения общих целей и решения единых для них проблем. Если брокер или участник ВЭД, не выдержав, самостоятельно за свой счет решит какой-либо вопрос для своей компании, то все остальные участники уже без затрат автоматически получают возможность и право пожинать плоды его усилий.

Сама таможня в настоящее время испытывает значительные трудности из-за незаконченной реструктуризации, продолжающихся изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, многократной перестановки и увольнения руководящих сотрудников и замены их новыми кадрами из других правоохранительных и силовых ведомств. В результате глубоких широкомасштабных проверок, проведенных различными силовыми ведомствами и кадровых чисток в ФТС, в таможенной системе нарушились устоявшиеся связи, порядок и традиции. Пришедшие в систему новые люди, далекие от таможни, резко снизили уровень профессионализма как при принятии решений и формировании новых нормативных актов, так и в практической работе на линии. Это внесло определенный хаос в деятельность участников ВЭД, таможни, компаний и частных лиц, оказывающих таможенные услуги.

Принятие решений о сокращении складов СВХ и таможенных постов в Москве с последующим переносом их в область, а также последующее закрытие складов не только в Москве, но и в области усилило метания брокеров, импортеров и экспортеров и ухудшило морально-психологический климат среди линейных сотрудников таможен. В ожидании большого потока грузов областные СВХ и таможенные посты резко увеличили ставки и начали вести избирательный выбор участников ВЭД и их грузов. Однако, с одной стороны, кризис, общий спад грузопотоков и отсутствие кредитов для проведения таможенных платежей значительно уменьшили их амбициозные настроения. С другой стороны, перспективы переноса оформления на границы, введения с 2009 года оперативного электронного обмена информацией по грузам с иностранными таможнями, повышения роли электронного декларирования и ожидаемые сокращения московских таможенных постов усиливают пессимистические и унылые настроения среди «серых» брокеров и среди самих сотрудников таможни.

Положительным эффектом такого воздействия на систему стало практическая ликвидация откровенно «черных» и значительное снижение количества «серых» схем, сокращение теневых финансовых потоков и объемов коррупции, увеличение таможенных платежей в бюджет и выравнивание возможностей участников ВЭД в минимизации затрат на таможню. Большую ценность приобрело умение операторов таможенных услуг не только проработать и получить для участника ВЭД преференции или право на использование определенных таможенных режимов или кодов, но и умение защитить их в течение всего времени действия контракта.

Отрицательным эффектом – моральная подавленность сотрудников таможни, боязнь ответственности, безынициативность, снижение профессионализма и квалификации, увеличившие количество ошибок и необоснованных волюнтаристских решений в правоприменительной практике. Избегание ответственности в принятии решений привело к их затягиванию и перекладыванию на другие ведомства. Передача от таможни ряда прав другим структурам увеличило запутанность и бюрократизм, как в прохождении и согласовании таможенных процедур, так и в решении спорных или конфликтных ситуаций. Усложнилось получение разрешений и согласований, усилилась непредсказуемость и непрозрачность таможенного администрирования.

В результате целой цепи событий, происшедших за последнее время, участники ВЭД в лице таможни получили изменяющуюся много лет по структуре и в кадрах таможенную систему, которая, сохранив старые пороки: непрозрачность, волюнтаризм и бюрократию, приобрела новые: недостаток профессионального или практического опыта и отсутствие правопреемственности в решениях.

На рынке таможенных услуг перечисленные выше процессы привели к ликвидации ряда крупных таможенных складов СВХ, не говоря уже о мелких, сократилось общее число брокеров и ускорились темпы консолидации предприятий таможенного сервиса. Резко возрос спрос и требования к профессионализму и квалификации. С ростом платежей в бюджет понизилась стоимость большинства таможенных услуг, но в тоже время возросла комиссия таможенных складов. Среди предприятий таможенного сервиса появилась тенденция к расширению комплекса услуг за счет не свойственного ранее им бизнеса: экспедирование, перевозки, складское обслуживание.

Консолидация возможностей, интеллектуальных и человеческих ресурсов в объединенных логистических компаниях-операторах ведет к разработке и внедрению новых эксклюзивных таможенных схем и технологий по оптимизации платежей, в рамках которых требуется управление всем процессом движения товара и предварительное официальное согласование условий с таможней. С одной стороны, это позволяет им получать прибыль со всего проекта без необходимости делить ее с партнерами-подрядчиками и, за счет централизации управления, улучшать качество и надежность услуг.

Беря на себя обязательства и ответственность, вплоть до финансовой и судебной, лицензированные таможенные брокеры получают возможность эффективно противостоять «серым» структурам и развитию у клиентов собственных таможенных подразделений.

Все это приводит к усилению конкуренции, поглощениям и слияниям, но в целом снижает стоимость, повышает качество и увеличивает надежность и прозрачность таможенного сервиса и таможенного бизнеса в целом.

Логинфо 12-2008
 

Новости компании
/ 06-02-2012 /
Начаты работы по проектированию
/ 09-12-2011 /
Дмитровский межрегиональный мультимодальный логистический центр включен в инвестиционную программу Московской области
/ 19-09-2011 /
Опубликован протокол вкрытия конвертов открытого конкурса
архив новостей »
Новости логистики
/ 13-03-2012 /
НМТП раскрыла параметры стратегии развития группы до 2020 года
/ 14-02-2012 /
Одна из основных задач ОАО «РЖД» на северо-западе - развитие подходов к портам – вице-президент компании
/ 02-11-2011 /
Эксперты логистического рынка объединились против кризиса
архив новостей »

SAPE ERROR: Нет доступа на запись к файлу: /var/www/fastuser/data/www/liter.ru/612bad69b29654995f529d978e42f32b/links.db! Выставите права 777 на папку.

Ссылки партнеров

ООО «Управляющая Компания «ЛИТЕР»
123195, Москва, Ленинградское ш., 57
Тел/факс: +7 (495) 626 1668, e-mail: info@liter.ru


Разработка и техническая
поддержка сайта

Дизайн сайта
© LITER 2008-2012