rus | eng
logo
Новости
Ситуация с грузопотоками: влияние на РЖД
06-03-09

ПЛЕТЬЮ ПОПЕРЕК ЭКОНОМИКИ

Прогнозируемый на 2008 год индекс роста промышленного производства - 4,7% - так и остался недостижимым идеалом. Разумеется, эти оптимистичные расчеты делались Росстатом еще до того, как финансовый кризис шагнул на просторы России и затронул сектор реальной экономики. На старте минувшего года настрой аналитиков был вполне позитивным, и практически никто не смог предвидеть, какой будет тональность его финала. Зараженное мировым кризисом производство показало не самый лучший результат развития, увеличившись по сравнению с 2007 годом всего лишь на 2,1%.

Первые признаки грядущих патологических изменений в промышленности обозначились в октябре, а в декабре падение относительно аналогичного периода 2007 года достигло 10,3%. В течение II полугодия 2008-го было отмечено значительное снижение спроса, загрузки производственных мощностей и деловой активности практически во всех секторах экономики. Не лучшим образом обстоят дела в металлургическом, горнодобывающем и строительном секторах экономики. Впрочем, не только в них - падают темпы оптовой и розничной торговли. На четверть выросла доля убыточных предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности. Только за декабрь цены производителей на указанных производствах снизились на 6,5%. При этом, по данным Минпромторга, значительное (свыше 80%) сокращение ценового уровня произошло в сегменте кокса и нефтепродуктов, на химическом и металлургическом производствах, затронув и выпуск готовых металлических изделий (91,8%). Эксперты уже фиксируют начало кризиса неплатежей, поражающего предприятия, задействованные в строительной отрасли. Ожидается, что падение промпроизводства продолжится и в 2009 году, что сказывается на уровне доверия инвесторов.

Европейский банк реконструкции и развития уже три раза корректировал прогноз роста ВВП России в текущем году, остановившись пока на 1%. Что касается ушедшего года, то сам уровень ВВП банк оценил в 6,5%. По предварительной оценке Минэкономразвития, рост этого показателя действительно составил около 6%.

ПОШЕЛ ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Кризисные волны отразились и на транспортном звене, в частности в железнодорожной отрасли, напрямую влияя на ОАО «РЖД», а именно сказываясь на производственных и финансовых результатах работы компании. В ЦФТО констатируют, что при достаточно высоком уровне показателей в начале года динамика погрузки на сети железных дорог на протяжении последних месяцев 2008-го значительно замедлилась. И если в I и II кв. 2008-го погрузка к аналогичным периодам предыдущего года выросла на 5,3 и 0,7% соответственно, то в III кв. уже пошла на снижение (-0,3%), а в IV кв., в связи с получением отказов от заявок по целому ряду грузообразующих предприятий, ее объем снизился на 16,9%.

При этом падение помесячно в пределах квартала усиливалось: в октябре - на 4,4%, в ноябре - на 20,1% и декабре - на 26,3%. Естественно, это не могло не отразиться на годовых параметрах. В целом за 2008 год было погружено 1303,7 млн тонн, что на 3% ниже, чем в 2007-м. Таким образом, впервые с момента появления ОАО «РЖД» годовая динамика погрузки перестала показывать прирост и сменила знак «плюс» на «минус». Кризисные явления в экономике повлияли на общую ситуацию, сломав устоявшийся принцип превалирования второго полугодия над первым: теперь показатели второго полугодия стали ниже первого на 7,6%. При этом погрузка грузов 1-го класса уменьшилась на 8,5%, 2-го - на 1,0%, 3-го класса - но 15,3%.

Статистические данные работы магистралей говорят о том, что по сравнению с 2007 годом рост погрузки достигнут только на 5 дорогах: Калининградской, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Сахалинской.

В IV квартале 2008 года в связи со сбоями в кредитовании и неплатежеспособностью потребителей продукции при формировании плана практически по всем грузам было предусмотрено снижение объемов погрузки к уровню 2007-го. По итогам минувшего года наибольший провал допущен по черным металлам, железной руде, лесным, строительным грузам.

По словам первого заместителя генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергея Колесникова, снижение погрузки продукции лесопромышленного комплекса на 16,1% произошло из-за ужесточения с ноября прошлого года требований со стороны Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору и изменения порядка оформления фитосанитарных сертификатов. «В связи с этим их выдача производится после натурного осмотра груза в вагоне инспектором Россельхознадзора. Данная технология привела к резкому снижению предъявления грузоотправителями лесных грузов к перевозке. Негативно на погрузке леса сказалось также и повышение экспортных пошлин, направленное на снижение вывоза круглого леса, а также несогласованность цен с китайским рынком сбыто», - подчеркнул С. Колесников.
Падение погрузки цемента на 13,1% и строительных грузов на 1,8% объясняется неплатежеспособностью потребителей данной продукции и резким снижением темпов строительства по стране. У пострадавших в борьбе с кризисом металлургов снизились сырьевые запросы, а падение цен на продукцию черной металлургии дало результат в виде ощутимой отрицательной динамики погрузки по железной руде на 7,2% и черным металлом - на 5,4%. Что касается последней категории, то здесь негативную роль в процессе формирования цен сыграло затоваривание как внешних, так и внутренних рынков.

Помимо уже указанных номенклатур, снижение погрузки также зафиксировано по металлолому - на 8,4%, удобрениям - на 6,7%, химикатам - на 7,9% и ряду других грузов.

Конечно, в общей статистике надо учитывать рост погрузки мяса, овощей, комбикормов, а также такого высокодоходного груза, как машины и оборудование. Однако в масштабах сети эти явления не приобрели сколько-нибудь значительной роли.

ЗА КОРДОН

Преобладание вывоза над ввозом - явление обычное, и в этом отношении никаких сюрпризов минувший год не преподнес. Годовые параметры экспорта в общей структуре перевозок составили 25,1%, а импорта - 7,5%. Причем по сравнению с 2007-м доля экспорта снизилась на 1%, а импорта - возросла а 0,9%. Однако общая интенсивность внешнеторговых перевозок по железной дороге получила отрицательный заряд от годового снижения экспорта (-4,6%) и позитивный - от возросшего на 14% импорта. Уменьшение экспортных объемов зафиксировано по таким категориям, как черные металлы, удобрения, руда, химикаты. Своеобразным лидером здесь стало зерно, глубина падения которого - 47%.

Стоит отметить, что внешнеторговые потоки, идущие через порты, упали на 1,5%, а через погранпереходы - на 0,5%. Если рассмотреть уровень перевозок внешнеторговых грузов через порты России, стран СНГ и Балтии, то можно увидеть сокращение по сравнению с 2007 годом на 0,3%. Таким образом, совокупный грузовой потолок для этих портов составил 282,3 млн тонн.

В направлении портов как Балтии, так и России годовой спад остановился на уровне 2%, украинские порты со стороны железной дороги получили грузов столько же, сколько и в предыдущем сезоне. При этом подавляющее большинство грузов двигалось в сторону отечественной портовой инфраструктуры.

Традиционными лидерами, принимающими почти половину общего потока экспорта, являются порты Северо-Западного бассейна. Тем не менее за прошедший год туда было направлено 79,2 млн тонн экспорта, что на 4% меньше показателей 2007-го. Аналогичные объемы потеряли и порты Юга России, через которые перевозится 30% экспортных грузов. В то же время значительно - на 6% - возросла погрузка экспорта в адрес портов Дальнего Востока, составив 40,6 млн тонн, или 24% от объемов, перевозимых через российские порты.

Интенсификация импортных грузопотоков привела к тому, что из портов России, стран СНГ и Балтии за год было отгружено 15,3 млн тонн импортных грузов, что на 18% больше уровня 2007-го. На 58% возросла погрузка импорта для российских грузополучателей и в портах Украины.

Транзит, структурная доля которого в 2008-м составила 2,1%, возрос по сравнению с прошлым годом на 12,4%. По данным ОАО «РЖД», это произошло за счет перевозок угля, кокса, нефтеналива, руды, лесных и минерально-строительных грузов, а также удобрений. Вместе с тем несколько снизился сквозной провоз черных металлов и хлебных грузов.

Что касается показателей обработки транзита в портах России, стран СНГ и Балтии, то здесь также наблюдается заметный рост: переработано 16 млн тонн, что на 10% больше уровня 2007 года. Однако порты стран Балтии в общую положительную динамику внесли свою ложку дегтя: там поток транзита сократился на 12%.

РЖД-Партнер



Все новости »
Новости компании
/ 06-02-2012 /
Начаты работы по проектированию
/ 09-12-2011 /
Дмитровский межрегиональный мультимодальный логистический центр включен в инвестиционную программу Московской области
/ 19-09-2011 /
Опубликован протокол вкрытия конвертов открытого конкурса
архив новостей »
Новости логистики
/ 13-03-2012 /
НМТП раскрыла параметры стратегии развития группы до 2020 года
/ 14-02-2012 /
Одна из основных задач ОАО «РЖД» на северо-западе - развитие подходов к портам – вице-президент компании
/ 02-11-2011 /
Эксперты логистического рынка объединились против кризиса
архив новостей »

SAPE ERROR: Нет доступа на запись к файлу: /var/www/fastuser/data/www/liter.ru/612bad69b29654995f529d978e42f32b/links.db! Выставите права 777 на папку.

Ссылки партнеров

ООО «Управляющая Компания «ЛИТЕР»
123195, Москва, Ленинградское ш., 57
Тел/факс: +7 (495) 626 1668, e-mail: info@liter.ru


Разработка и техническая
поддержка сайта

Дизайн сайта
© LITER 2008-2012